"ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА"

ПИТОМНИК ИРЛАНДСКИХ ВОЛКОДАВОВ

ВЛАДЕЛЕЦ - КИРЮШИНА ИРИНА






ГОРА СВЯТОГО ПАТРИКА
ЧИСТИЛИЩЕ СВЯТОГО ПАТРИКА

Автор: Татьяна Агеева

        С именем Святого Патрика в Ирландии связано множество памятных мест – храмов, развалин, колодцев и пещер, число которых растет по мере увеличения притока иностранных туристов. Однако, две святыни почитаются особенно серьезно: Гора Святого Патрика в графстве Майо на западном побережье Коннахта и «Чистилище Святого Патрика» на маленьком островке посреди озера Лох Дерг в Донеголе ( не следует путать его с другим озером Лох Дерг в графстве Клэр).

        О Горе (Croagh Patrick) здесь уже было немного рассказано. Едва ли не у каждого святого есть своя Гора, на которой он видел Бога. У Моисея был Синай, у Франциска Ассизского – Альверно… У Святого Патрика тоже была такая гора. Согласно преданию, на ее вершине он постился и молился в течение сорока дней, а демоны пытались ему помешать, являясь в образе огромных черных птиц и нападавших на него со всех сторон. Но Патрику удалось одолеть демонов и силой молитвы загнать их в глубокую пещеру на северной стороне горы. С тех пор эта пещера называется Lag na nDeamhan (Пещера Демонов). Говорят, что темные духи по сей день заключены в ней и останутся там до Страшного Суда. На исходе сорокадневного поста Патрику явился ангел и сказал, что в награду за его стойкость Господь дарует всем ирландцем такую же твердость в вере, какую проявил их Апостол… Народная версия этой легенды излагает ее в более приземленном и слегка ироническом духе. Святой Патрик так обессилел от столь долгого поста, что Господь стал всерьез опасаться за его жизнь и потребовал, чтобы Патрик прервал свое покаяние. Но Патрик согласился сделать это лишь после того, как Господь обещал исполнить три его просьбы: чтобы Ирландия избежала саксонского владычества, чтобы в Судный День она ушла под воду подобно тому, как когда-то ушел под землю Эдем, и чтобы каждого ирландца после его смерти судил лично он, Патрик. Как мы знаем, первое обетование исполнено не было – очевидно, жители Ирландии чем-то прогневили Бога и вынудили Его нарушить слово, данное Патрику. Несмотря на это, многие ирландцы твердо верят в исполнение двух других Его обещаний. Но одной веры определенно мало – нужно подтвердить ее делом, дабы снова не навлечь на себя Божьего гнева… Поэтому существует давняя традиция паломничеств на Гору Святого Патрика.

        Первое письменное упоминание о таких паломничествах относится к 1113 году. В так называемых «Ольстерских анналах» говорится, что ночь на 17 марта во время сильной бури погибло тридцать пилигримов, постившихся на вершине горы. Несколько позже церковь установила иную дату для ритуального восхождения на Святую Гору – последнее воскресенье каждого июля (Reek Sunday). В этот день в память о молитвенном подвиге Святого Патрика сотни паломников разных возрастов и сословий босиком поднимались на вершину его Горы и молились там в течение всей ночи. В 1432 году Папа Евгений IV официально установил частичное отпущение грехов всем, кто предпримет такое паломничество. Во времена Великого Голода в Ирландии традиция молитвенных бдений на Горе Святого Патрика прервалась и была возобновлена лишь в 1903 году, когда примас Ирландии Джон Хили отслужил мессу во вновь построенной церкви на ее вершине и произнес пламенную проповедь о несокрушимой вере ирландцев, с честью выдержавшей все тяжкие испытания и гонения, выпавшие на ее долю.

        Сама Гора относительно невысока (около 755 м.), но путь паломников, как правило, долог: из местечка Балла по дороге длиной в 55 километров, называемой Tochar Phadraig – некий аналог знаменитого галисийского «Млечного Пути», по которому идут паломники в Сантьяго-де-Компостелла. Восхождение на Гору делится на три этапа. Первая остановка в пути называется Leacht Benain – в честь одного из учеников Святого Патрика, Святого Бениния (Benignus). На этом месте лежит каменная плита, вокруг которой надо обойти семь раз и семь раз прочитать «Отче наш» «Радуйся, Мария» и «Верую». На подступах к вершине Горы паломники делают вторую остановку, опускаются на колени и вновь читают те же молитвы в той же последовательности. Это место называется Leaba Phadraig – Ложе Святого Патрика. Неподалеку от него, с западной стороны горы, есть еще одна площадка, называемая Rеilig Mhuire – Кладбище Девы Марии. По предположениям, в древности здесь было языческое капище, к которому приходили женщины, чтобы помолиться об исцелении от бесплодия или о здравии и благополучии новорожденных. Времена изменились, и название святилища стало другим, но сегодняшние паломницы молятся здесь о том же самом.

        На вершине горы стоит небольшая церковь, построенная в 1902 году специально для пилигримов. Здесь можно увидеть камень, на котором Святой Патрик молился, пока черные птицы тучами кружили вокруг него. Говорят, что на камне остались отпечатки его коленей. Восхождение на Гору трудно и утомительно, но усилия вознаграждаются потрясающим видом, открывающимся с вершины. Были времена, когда паломники совершали восхождение на Гору с факелами в руках. Несомненно, это было впечатляющее зрелище, но в 1974 году факельные шествия запретили из-за опасения пожаров. Однако, сама традиция ежегодного паломничества на Святую Гору Ирландии со временем не угасла и продолжает свято соблюдаться. Считается, что каждый верующий католик в Ирландии раз в несколько лет обязательно совершает это паломничество; многие делают это каждый год, а люди пожилые, соблюдая все правила, поднимаются по камням босиком, не считаясь с риском простудиться или пораниться.

        «Мы поднимаемся на гору уже глубокой ночью; темнота, полная странных шорохов, запаха сырой травы и прерывистого дыхания людей, окружающих нас, но остающихся невидимыми и незнакомыми – все это смущает и держит в напряжении… Очень трудно сосредоточиться на молитве или благочестивых мыслях, да и пустой желудок все настойчивее напоминает о себе – покаяние дается с трудом. Но вот наступает утро, и страхи развеиваются. Море внизу, с его глубокими бухтами и разбросанными в беспорядке пестро-зелеными островками, еще лежит во тьме. Но здесь, наверху, уже занимается свет. Паломники опускаются на колени и в глубоком молчании ждут, когда взойдет солнце. И оно является им – словно сам Патрик своим верным ученикам. Спустившись к подножию Горы, многие из тех, что поднимались не босиком, а в обуви, выбрасывают свои ботинки – изорванные и испачканные свидетельства религиозной самоотверженности» их владельцев». (Маргит Вагнер «Ирландия»)

        У подножия горы – знаменитая статуя Святого Патрика: старик в белой, слегка облупившейся мантии, стоит, опираясь одной рукой на посох и подняв другую для благословения; выражение его лица кажется одновременно мягким и замкнутым. Говорят, что птицы избегают садиться ему на плечи – очевидно, памятуя о том, как он обошелся птицами-демонами, мешавшими его молитве. Туристы охотно фотографируются возле этой статуи и исследуют знаменитую Гору самостоятельно, но в организованном паломничестве участвуют в основном верующие, а не просто любопытствующие. В самом деле, не очень уместно из праздного интереса отправляться в поход, который для других его участников – не увеселительная прогулка, а духовное испытание, требующее особой молитвенной сосредоточенности и, если угодно, физической выносливости. Конечно, и среди местных жителей немало тех, кто идет в это путешествие просто ради соблюдения обычая или в жажде «эзотерических» переживаний в непосредственной близости от тайн потустороннего мира. Но все-таки паломничество остается паломничеством, и многие верят, что Святом Патрик и сегодня совершает чудеса на своей Горе, а тот, кто у ее подножия скептически посмеивается, на вершине ее вдруг обнаруживает, что молится так же искренне и горячо, как и все другие люди вокруг него.

        Коль скоро мы упомянули о потустороннем мире, самое время вспомнить еще об одной святыне, связанной с именем Святого Патрика. Это Чистилище Святого Патрика – так называется пещера на одном из островов озера Лох Дерг (графство Донегол). Напомним, что, согласно учению католической церкви, чистилище – это место испытаний перед вхождением в рай, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнем. В ранней христианской церкви не было понятия чистилища, и некоторые исследователи приписывают авторство этой идеи именно Святому Патрику. Во всяком случае, именно в ирландской церкви было распространено поверье, что из чистилища душа еще может вернуться в мир людей. Кроме того, считалось, что, добровольно отдавшись на муки злым духам при жизни, человек мог искупить свои грехи и заслужить вечное спасение после смерти.

        Поисками «врат чистилища», через которые при желании можно попасть в загробный мир, всерьез занимались многие средневековые путешественники. Данте полагал, что эти врата находятся в «центре океана южного полушария", в точке противоположной Иерусалиму. Ирландцы же всегда были уверены в том, что все лазейки и пограничные пункты «между мирами» находятся только в Ирландии – где же еще? Одна из легенд повествует о том, что сам Господь открыл Святому Патрику место, где конкретно находится вход в чистилище, и Патрик побывал там при жизни. Оказалось, что попасть туда можно, спустившись в глубокую пещеру на острове в озере Лох Дерг. Разумеется, этот вход открывается не каждому, иначе слишком велика была бы опасность, что люди станут до времени попадать в мир иной, а души чистилища, напротив, будут возвращаться в этот мир, пугая и беспокоя живых. Другой вариант легенды, явно повторяющий мотивы «Горы Святого Патрика», рассказывает, что на этом острове Патрик держал все тот же сорокадневный пост; все также его искушали и мучили демоны, которых ему опять же пришлось загонять в пещеру; эта-то пещера в результате и сделалась вратами в потусторонний мир, а остров называется с тех пор Островом Святых. Рассказывают также, что не где-нибудь, а на этом острове Патрик убил последнюю из змей Ирландии, категорически отказавшуюся покидать родину. (После, конечно, выяснилось, что это был бес в облике змеи, не желавший уступать души ирландцев христианскому Богу). Кровь змеи окрасила воды озера, и с тех пор оно называется Лох Дерг (Lough Derg - англизированное ирландское название Loch Dearg - Красное Озеро). Несмотря на некоторую путаницу и противоречия во всех этих историях, в них верили не только ирландцы. Версия о том, что вход в чистилище находится в Ирландии, была широко распространена в Европе вплоть до нового времени. При этом вовсе не имелось в виду, что англичане превратили эту страну в филиал чистилища для местного населения – нет, эта легенда воспринималась вполне буквально. На географических картах эпохи Возрождения этот маленький островок, затерянный посреди озера Лох Дерг, выглядит гораздо крупнее любого ирландского города. А одна из самых известных пьес испанского драматурга Кальдерона так и называется – «Чистилище Святого Патрика». Патрик представлен в ней восторженным духовидцем, обожающим произносить длиннейшие монологи, в которых он обстоятельно рассказывает всю свою историю – в том виде, в каком она была известна автору пьесы. В этой же пьесе толкуется смысл того дара, что открыл Господь Патрику:

… Патрик, услышав
Твою мольбу, Всевышний пожелал
Тебе свое открыть благоволенье
Такой благою вестию. Найди
На острове, лежащем здесь, пещеру,
Возникшую на дальнем горизонте
Как впадина горы и как преграда
Для озера; кто, полный дерзновенья,
Войдет в нее, покаявшись заране
И исповедав все свои грехи,
Тот может в ней пройти, еще при жизни,
Чистилище. Он в ней увидит ад
И муки, присуждаемые душам,
Греховностью своею заслужившим
Свирепость пытки вечного огня.

Он узрит рай и лучезарность рая.
Но я тебе свидетельствую также,
Что кто войдет туда без покаянья,
Из любопытства, с целью увидать
Сокрытые в пещере этой тайны,
С собою принесет он смерть свою…

        (Пер. К. Бальмонта)

        Итак, опять же, не любопытство, а стремление искупить свои грехи и избежать адских мук двигало пилигримами, отправлявшимися на озеро Лох Дерг. В былые времена паломники шли до озера пешком, босые и в рубище, через чащи и болотистые перелески. Добравшись до острова, они спускались в глубокую узкую пещеру и проводили там в молитве по четыре-пять часов. Говорят, что тех, кто ненароком засыпал на этой молитве, немедленно уносил дьявол. То ли из-за того, что это происходило слишком часто, то ли потому, что святыня то и дело становилась предметом обмана и денежных спекуляций, но в наше время доступ в пещеру закрыт. Однако, паломничества на остров продолжаются по сей день. Теперь путешествие к нему несколько упростилось: до озера можно доехать на автобусе, а оттуда на пароме или на катере – до самого островка. Остров тоже изменился со времен приплывавших туда первых пилигримов. Теперь он весь застроен: церкви, несколько часовен, гостиница для прибывающих паломников… Но сам обряд очищения по-прежнему достаточно суров.

        «Лох Дерг – место индивидуального покаяния. Здесь и не хранится никаких реликвий не совершается чудес – да никто на них и не уповает… Здесь крайне редко можно увидеть псевдо-паломников, являющихся на пару часов, чтобы поглазеть на кающихся. Здесь нет ни фотографов, ни торговцев сувенирами. Здесь все всерьез…Сразу по прибытии на остров паломники разуваются и вереницей обходят его, трижды останавливаясь и опускаясь на колени для молитвы. Начальным и конечным пунктом их пути является базилика Святого Патрика – аскетически-строгое здание из серого известняка, с куполообразной зеленой крышей, похожее на огромный уличный фонарь. Базилика и впрямь огромна; она в мещает в себя более двух тысяч человек и выходит за пределы острова, в море, поддерживаемая плотиной на ста сорока подпорках. Но и эта достопримечательность кажется не особенно важной рядом с двумя невзрачными на вид крестами, находящимися в центре острова. Первый крест, грубо выкованный их железа и стоящий на бесформенном каменном постаменте, называется Крестом Святого Патрика. Второй крест – Крест Святой Бригитты – сделан из такого же древнего серого камня, из которого сложены стены базилики. Для ирландцев эти кресты – залог нерушимости их веры, такой же древней, как эти камни; свидетельства, напоминающие им о реальном существовании их Святых, проводивших здесь долгие дни в молитвенном уединении. В подражание им, сегодняшние пилигримы молятся в течение всей первой ночи на этом острове, вслушиваясь в тишину и ежась под порывами морского ветра. И все это при соблюдении строжайшего поста – лишь на второй день им разрешается кусок хлеба и стакан горячего чая.

        Со стороны это кажется странным, словно некий возврат в средневековье. Но времена меняются, а число паломников на Лох Дерг не уменьшается – каждый год более тридцати тысяч людей приезжает на этот маленький остров ради такого сурового покаяния. И почти все они – только ирландцы; это специфически ирландская традиция, если угодно, ирландское покаяние. Американские и австралийские католики с ирландскими корнями, приезжая на родину предков, тоже непременно посещают Лох Дерг, но, скажем, католики-англичане бывают здесь крайне редко. Любопытно, что традиция эта никогда не прерывалась – даже во времена Великого Голода, когда пост был не жертвой Богу, а страшной повседневной реальностью… А в семидесятые годы двадцатого века были случаи, когда политзаключенные в тюрьмах Северной Ирландии соблюдали трехдневный пост и молились по всем правилам Лох Дерг, в знак верности древней национальной традиции. Многие из них потом признавались, что раньше, до своего заключения, они никогда не ездили на Лох Дерг.» (Маргит Вагнер «Ирландия»).

        Что же сказать в итоге? Разумеется, Гора Святого Патрика и Чистилище Святого Патрика – достопримечательности, интересные для туристов, но для ирландцев они имеют совершенно иной внутренний смысл. Это – другая Ирландия, Ирландия изнутри, не та, которую мы знаем по путеводителям и расхожим анекдотам. Та, в которой тихая провинциальность обретает странный, пронзительно-всеобъемлющий смысл, трудно объяснимый словами. В которой бытовая приземленность соприкасается с вечностью, легенда облекается в плоть, а простодушная деревенская вера, смешанная со множеством домыслов и предрассудков, оказывается глубже и мудрее сложнейших теологических построений. И нет сомнения в том, что это действительно святые места – хотя бы потому, что столько людей нерушимо верили и будут верить в их святость.


Web-desing Ovcharova Katerina. All rights reserved © volsh-les@mtu-net.ru