"ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА"

ПИТОМНИК ИРЛАНДСКИХ ВОЛКОДАВОВ

ВЛАДЕЛЕЦ - КИРЮШИНА ИРИНА






СВЯТОЙ ПАТРИК
Автор: Eoghain MacRua

        "Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом.

        Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что сподобятся получить и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным неучем Патриком, чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой малости, угодной Богу, которую я совершил или изъяснил, - но пусть все знают и твердо верят, что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это, прежде, чем умру."

Св.Патрик, "Исповедь"

        В V веке Св.Патрик привел ирландцев к христианству... Ирландия, бывшая до этого страной, "невежественной во всем кроме магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших христианство в другие страны. Спустя полтора тысячелетия он вместе с трилистником и арфой превратился в символ ирландской нации. Тогда он был огненным Апостолом Христа, Божьим избранником. Теперь его имя приобрело всеобщую славу, но личность лишилась всякого религиозного значения, и "почитание его памяти становится похожим на суеверие, на род какого-то совершенно пустого ритуала." 1

        Жизнь Св.Патрика за века обросла легендами, празднование его дня - традициями. Сейчас вряд ли найдется человек, который не знает, что означает для Ирландии 17 марта. И именно романтические легенды, создавать и пересказывать которые ирландцы большие мастера, и древние традиции, в поддержании которых ирландцы могут перещеголять даже англичан, создали Св. Патрику, а вместе с ним и Ирландии, такую популярность в мире. Патрик принес Ирландии христианство, теперь (вместе с миллионами ирландских эммигрантов и их потомков) несет Ирландию миру. 17 марта каждый человек - или ирландец, или мечтающий им стать. Kiss me, I'm Irish! Зеленые реки и зеленые берега. Увидевших лепреконов не арестовывают и не пытаются лечить. На украшенных трилистниками и арфами автоплатформах этот праздник въехал и в наши города, вместе с праздничными шествиями тысячелетняя ирландская культура вошла в наши сердца и завоевала их навсегда... Хотя, почему завоевала? Мы сдались ей без боя...

        А пока долгожданный праздник еще впереди (даже если сегодня 18 марта, и вы читаете это, прижимая ко лбу бутылку холодного пива, любимый день - не за горами, 8736 часов - ерунда !) давайте зададимся вопросом, что мы не успеваем разглядеть в праздничной суете, что скрывается за развевающимися лентами, стройными рядами музыкантов и толстым-толстым слоем трилистников.

        Итак, в преддверии праздника, несколько фактов, которые кого-то потрясут, а кого-то позабавят....


        О Святом Патрике

        Св.Патрик не был ирландцем.

        Он был уроженцем Римской Британии, т.е. британцем. Вот что он сам о себе пишет в своей автобиографической "Исповеди": "Моим отцом был Калпорний (Calpornius), дьякон, сын Потита (Potitus), священника, из деревни Bannavem Taburniae, там у него была усадьба, и там я был пленен". 2 Где точно находилось это место сейчас сказать сложно, считается, что это западное побережье острова Британия, может быть современный Уэльс. По другой версии это рядом с современным Килпатриком в Шотландии. Он родился приблизительно в 373 году н.э. (варианты - 387, 389). Его отец был из благородной римской семьи, мать - близкая родственница Св.Мартина Турского (St.Martin of Tour), покровителя Галлии. В возрасте 16 лет он был похищен во время одного из набегов ирландцев и продан в рабство человеку по имени Милху (Milchu), вождю одного из кланов Далриада (Dalriada), территория современного графства Антрим. В течение 6 лет будущий святой пас стада Милху на зеленых склонах Слемиша рядом с современным городом Баллимена (Slemish, Ballymena). 3 По его собственному признанию в юности он не знал истинного Бога (именно этому обстоятельству он приписывал свое похищение), и только произошедшее с ним несчастье и многочисленные лишения, выпавшие на его долю, помогли ему обрести глубокую веру и полюбить Бога. Он много и истово молился каждый день. "Я читал до сотни молитв в день и почти столько же ночью...Я становился на молитву до рассвета и в снег, и в мороз, и в дождь".

        И однажды во сне он услышал голос: "Ты скоро отправишься на родину". И через несколько дней опять: "Твой корабль уже готов". Ему было указано, куда идти и где искать тот корабль, который доставит его домой. Направляемый Богом он прошагал 200 миль и увидел, что корабль уже отплывает. Капитан категорически отказался взять его на борт. Разочарованному Патрику не оставалось ничего, как развернуться и пойти восвояси. Хотя, нет ! Ему еще оставалось молиться, что он и делал, уходя. И не успел он дочитать молитву до конца, как услышал за спиной голос кого-то из команды: "Поднимайся, только побыстрее!" Через три дня они достигли берега, но оказались в пустынной местности, где им в течение многих дней не встречались ни люди, ни пища. Его спутники-язычники, страдая от голода, предложили ему помолиться, если его Бог так силен, как он утверждает, и Патрик им пообещал, что, если они искренне и всем сердцем обратяться к Богу, то Господь их не оставит и насытит. И они увидели стадо диких свиней, а позже нашли мед. И следующие десять дней, пока они не встретили людей, у них не было недостатка ни в еде, ни в питье.

        После возвращения домой Патрику был сон: ему явился человек по имени Викторик (Victoricus), пришедший из Ирландии с бесчисленными посланиями, и одно из них он подал Патрику и тот успел прочитать первые слова "Голос ирландцев...", а читая, он услышал голоса, которые умоляли его вернуться и снова пройти среди них....

        Св.Патрик не был Патриком.

При рождении он получил имя Мэйвин Суккат (Maewyn Succat, Magonus Sucatus). Имя Патриций (Patricius), означающее примерно "отец своим людям", он принял вместе с саном гараздо позже, уже в Галлии. Там он жил в монастыре Св.Мартина Турского, его наставником был Св. Герман Оксеррский (St.Germanus of Auxerre). Кстати, Св.Патрика весьма почитают на берегах Луары в районе Тура, где началось его служение. Рассказывают, что однажды он рыбачил в этих местах , и его улов был настолько велик, что ему пришлось спасаться бегством от рассерженных местных рыбаков. Он заночевал на противоположном берегу под кустом терна. А на следующее утро весь куст покрылся цветами... Не столько необычны цветы на терне, склько время , когда они появились: это было Рождество ! С тех пор чудо повторялось из года в год. Свидетелей этому феномену было множество, в том числе официальные лица, ведь куст просуществовал до Первой Мировой ! А Св.Патрик кроме всего прочего стал покровителем луарских рыбаков.

        Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто принес христианство Ирландии, как он не был и ПЕРВЫМ епископом Ирландии.

        Когда и каким образом в Ирландии появились первые христиане не известно. Но точно известно (об этом сообщает Проспер Аквитанский, современник описываемых событий), что в 421 году Папа Целестин I (Celestine) отправил епископом в Ирландию Св.Палладия (St.Palladius), задачей которого было не только обращение язычников, но и духовное руководство уже обращенными. То есть к этому моменту в Ирландии было уже столько христиан, что им требовался собственный епископ. Миссия Св. Палладия особого успеха не имела. Через десять лет он был направлен в Шотландию, где вскорости и умер (в 431 или в 432 году н.э.). Примерно в это же время в Галлии Св.Патрик был рукоположен в епископы. Он прибыл в Ирландию на смену Св.Палладию где-то между 431 и 435 гг.

        Первоначально Патрик и его спутники высадились в устье Vantry River (Co. Wicklow), и были сразу встречены враждебно настроенными друидами. Такая первая встреча его не очень обескуражила, он просто решил найти более гостеприимный берег для начала своей миссии, и отправился в Далриада, где в свое время он познал жестокость, и куда с христианским смирением он хотел принести любовь. Следующую свою остановку он сделал в устье Бойна (River Boyne). Вышедшие ему на встречу местные жители с удивлением и радостью услышали весть об Искуплении на своем родном языке. Здесь же он совершил свое первое чудо на ирландской земле: некто Диху (Dichu) выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. Так он и стоял не в силах пошевелить ею, пока не стал более дружелюбным. Пораженный Дилху подарил Патрику большой амбар, где стали проходить службы. Это было первое святилище, созданное Патриком в Ирландии. Позже здесь выстроили церковь и монастырь, а место так с тех пор и называется Саул (Sabhall - "амбар" или "сарай" по-гаэльски). А крепость своего бывшего хозяина Патрик застал охваченной огнем. Слава опередила Патрика, Милху в порыве безумия собрал все свое добро в дом, поджег его и сам кинулся в пламя: гордость не позволила ему оказаться побежденным собственным рабом.

        Вернувшись в Саул, Патрик узнал от Дилху, что в Таре Логайре, верховный король Ирландии (Leoghaire, Ard-Righ), собирает всех королей на праздник. Такую возможность нельзя было упускать ! И Патрик отправился на праздник Тары, чтобы выступить перед всеми правителями сразу. В тот год праздник Тары совпал с Пасхой (26 марта 433 г.н.э). По традиции накануне Праздника по всей стране гасили огни и зажечь снова их можно было только после того, как вспыхнет главное пламя во дворце короля. Патрик поднялся на холм Slane (как раз напротив Тары) и зажег свой Пасхальный огонь. Увидев огонь на вершине холма друиды обратились к верховному королю со словами:"этот огонь, зажженный в нарушение королевского указа, не погаснет на нашей земле никогда, если его не погасить прямо сейчас !" Но чудесный огонь погасить не удалось и сам Патрик, защищенный Проведением избежал расправы, а на следующий день - на Пасху - он сам явился в Тару в полном епископском облачении во главе процесси, поющей праздничные гимны и сразился с друидами и могущественными волшебниками, противопоставив их чарам свои молитвы. Этот день начал новую эпоху в истории Ирландии. Время язычества и друидов закончилось... 4

        И хоть Патрик не был ни первым христианином, ни первым епископом, его называют Апостолом Ирландии, ведь именно он стал первым настоящим организатором Ирландской Церкви. Он нес благую весть, обращал рабов и королей, устраивал новые епархии, строил церкви и монастыри, которые становились центрами образования, обучал и рукополагал священников из местного населения... 5 Вот тут ему и пригодились знание языка и знакомство с обычаями. Годы, проведенные в рабстве, прошли не даром. А кроме того, свою роль сыграло и его красноречие, мастерство оратора, умение просто и доходчиво объяснять невежественным язычникам сложнейшие церковные догматы: например, сущность Святой Троицы раскрыть с помощью листика клевера, сорванного тут же (три листочка - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а черенок - единый Бог, ипостасями которого они являются)... 6. Но...

        Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто избрал трилистник символом триединства.

        В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число 3 считается самым магическим и священным во многих культурах, в том числе и кельтской. В кельтской традиции тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство: прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир... Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства.

        Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских мифологических системах. Особенно много триад встречается в кельсткой мифологии. 7 Так, в ирландской традиции Бриг (Бригита) из Племен богини Дану, дочь Дагда, имела три ипостаси: в виде юной девы она почиталась как покровительница поэтов и ученых, дарящая вдохновение, в виде зрелой женщины - как целительница, вспомогательница при родах, а в виде древней старухи - как покровительница кузнецов и ювелиров (и изображалась в виде трех птиц, сидящих на спине быка). Сами Племена часто называли "людьми трех богов", имея в виду еще одну триаду - трех богов ремесла. Имена этих богов были Бриан, Иухар и Иухарба или Гойбниу, Лухтар и Кредне. Известно три богини-эпонима Ирландии: Банба, Фотла и Эриу.

        Морриган (Mo'r Ri'gan, Mo'rri'gan, Великая Королева) - другое ирландское тройственное божество, богиня войны и разрушения, объединявшая в себе Ниман (Neman, "Безумие", "Ярость"), Маху (Macha, "Ворона") и Бадб (Badb,"Ворона"). Иногда они назывались "три Морриган". Эта триединая богиня могла принимать образ прекрасной женщины с огненно-рыжими волосами, ниспадавшими девятью прядями, в красных с золотом одеждах, а также - черной кошки, вороны, волчицы, уродливой старухи. Ее супругом был Трефуйлнгид Треохайр (Trefuilngid Tre-eochair, "тройственный носитель тройного ключа", "причина восхода и захода солнца" 8) И самое главное: символом Морриган и ее супруга был ТРИЛИСТНИК.

        При той смысловой мистической нагрузке, которую несло число три, друиды просто не могли не использовать трилистник в своих ритуалах. Можно сказать он был ниспослан им свыше, и так и просился стать символом троичности окружающего мира. Кроме того, что он использовался друидами как зримый образ божественных триад, трилистник стал синонимом изобилия, жизненных сил природы, способности к возрождению: его пепел рассеивали над полями на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил.

        Так что Св. Патрик, который провел в Ирландии шесть лет, не мог не знать о символизме трилистника. Фактически он побил друидов их же оружием... 9

        С другой стороны нет никаких исторических или документально обоснованных свидетельств того, что Св.Патрик когда-либо использовал трилистник в своих проповедях. (В своей "Исповеди" он тоже об этом не упоминает). Впервые эта история была зафиксирована в книге о дикорастущих цветах Ирландии, написанной в 1726 году англичанином (протестантским священником !) Кэйлебом Трелкелдом (dr.Caleb Threlkeld) и гласила следующее:

        Это растение (белый клевер) люди носят на своих шляпах каждый год в 17 день марта (который называется днем Св.Патрика). Широко распространено предание, что с помощью этой травинки с тремя листиками он образно объяснил им таинство Святой Троицы.

        <This Plant [white clover] is worn by the People in their Hats upon the 17. Day of March yearly (which is called St. Patrick's Day.) it being a Current Tradition, that by this Three Leafed Grass, he emblematically set forth to them the Mystery of the Holy Trinity.>

        Легенда об объяснении сущности Троицы с помощью трилистника - наиболее известная из историй о Св.Патрике. Легенда же, прочно удерживающая второе место по популярности гласит, -

        Св.Патрик изгнал из Ирландии всех змей.

        В качестве доказательства приводят тот факт, что змей на острове и по сей день не существует (за исключением цирков, зоопарков и частных коллекций). Скорее всего змей и других рептилий с амфибиями не существовало изначально по причинам геологического характера: Ирландия была соединена с материком в ледниковый период. По мере потепления климата и таяния льдов, уровень воды в морях и океанах повышался, и к том моменту, когда погодные условия в Ирландии уже позволяли холоднокровным тварям чувствовать себя вольготно, эти самые твари пробраться на остров просто не могли... И следовательно, Св.Патрику изгонять было некого. Но как бы там ни было, а легенда существует, и гласит она следующее:

        Силой, данной ему свыше, Св.Патрик приказал всем змеям собраться со всей Ирландии на горе, которая теперь носит имя Croagh Patrick 10, а затем мановением своего посоха низверг их в море. Не явился только один самый старый и хитрый змей. К нему пришлось применять "военную" хитрость. Св.Патрик предложил змею забраться в ящик, который был для него (змея) якобы слишком мал... Слово за слово, и в конце концов разозленный гад для доказательства своей правоты залез в этот ящик. Ящик пришелся впору, крышка захлопнулась, и последний змей отправился в море вслед за своими товарищами.

        Другая история рассказывает, что древний змей, обитающий в водах озера Дилвин (Dilveen), доставил Патрику столько хлопот, что утомленный святой пообещал ему "вернуться в понедельник". Но за другими заботами обещание забылось, Патрик так и не вернулся , а змей до сих пор каждый понедельник всплывает на поверхность, разочарованно оглядывает окресности и на своем змеином языке говорит что-то вроде "Понедельник-то затянулс-с-с-ся, Патрик..."

        Всю эту историю со змеями можно воспринимать не буквально, а как иносказательное и образное повествование о победе христианства над язычеством: в этом случае змеи символизируют друидов, изгнанных из Ирландии навсегда. Возможность именно такой интерпретации этой одной из самых распространенных из легенд о Св.Патрике дает другая, менее известная, история о сорокадневном посте. И произошла она на той же самой горе Croagh Patrick. Св.Патрик провел там в молитвах за Ирландию и ее народ 40 дней Великого Поста 441 г.н.э., а демоны искушали его и нападали, приняв образ огромных черных хищных птиц. Их было столько, что небо потемнело над этим местом, но Патрик не позволил страху и отчаянию овладеть его сердцем, а продолжал с еще большим воодушевлением молиться и звонить в колокол, отгоняя демонов... И явился к нему Ангел и пообещал ему в качестве награды за проявленную твердость в вере, что и обращенный им ирландский народ сохранит такую же стойкость и твердость в вере до самого Судного дня. А еще было обещано, что саксы завоевав Британию, не завоюют Ирландию, что за семь лет до Конца света Ирландия уйдет на дно океана и избежит ужасов Последнего дня и что именно Св.Патрик будет судить Ирландцев в день Страшного Суда ...

        17 марта - день смерти Св.Патрика.

        На самом деле точно неизвестен даже год его смерти. Чаще всего указывают 461 или 493 гг. Последнее таинство (причащение и соборование перед смертью) над ним совершил Св.Тассах (St.Tassach). Саван для него собственноручно соткала Св.Бригита. Его последним пристанищем стал Даунпатрик (Downpatrick, Co.Down)

        В старину день Св.Патрика был частью Пасхальных празднеств. Впервые 17 марта как день смерти святого упоминается в жизнеописании, автором которого был валлиец Эдвард Джонс (Edward Jones). Говорят, очень долго споры шли вокруг двух дат: 8 марта и 9 марта. В конце концов был найден компромисс - две спорные даты сложили и получилось 17 марта - день известный сегодня всем. Хотя очень странно, что день смерти Патрика не врезался в память людей навсегда: говорят, солнце не заходило 12 дней и ночей после смерти святого.

        Св.Патрик почитается Православной церковью,

поскольку он был канонизирован еще до разделение Церкви в 1054 году. В ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

        Св.Патрик является еще и покровителем Нигерии.

Это объясняется тем, что здесь трудились в основном миссионеры из Ирландии



Примечания

1 По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского.Беседа в день св. Патрика 17 марта 1977 г. перед монахами и паломниками в Свято-Германовском монастыре, Платина, Калифорния http://deistvo.chat.ru/v5_01_3.htm

Назад к тексту>>>

2 The Confession of Saint Padraig (Patrick) http://www.nireland.com/orthodox/confess.htm -eng
http://asc.by.ru/rus/izd/patrick/info.shtml - русс. (отрывки)

Назад к тексту>>>

3 Велик соблазн увидеть в этом прообраз его будущей пастырьской деятельности.
Вообще в мифопоэтической традиции разных народов пастух имеет функции защитника, кормильца, путеводителя, патриарха, вождя. Ветхозаветные Авель (жертва которога пришлась по душе Богу больше, чем жертва его брата Каина) и Давид (ставший царем Израиля) были пастухами. Иисус (Добрый Пастырь):"Я есмь дверь овцам. Кто войдет мною, тот спасется" (Ио.10). Божественный свинопас - один из центральных кельских персонажей. Два быка Финдбеннах и Донн Куальнге приняли облик быков, пройдя ряд чудесных превращений: ястреб, коршун, водные животные, а первоначально были двумя свинопасами у двух владык потустороннего мира.
  Пастух - символ идельной жизни в согласии со всем живым. Вместе с тем он - обладатель колдовской силы, оккультных знаний. Он общается с духами природы. Может испортить скот и даже его хозяина.

Назад к тексту>>>

4 Официальным днем начала крещения Ирландии считается 5 апреля. Именно 5 апреля 433 года был крещен брат верховного короля Коналл (Conall), предок Св.Колумбы.

Назад к тексту>>>

5 К 438 году (т.е. всего за 6 лет) христианство в Ирландии распрстранилось настолько, что біли внесені изменения в древние законы, чтобы они соответствовали духу и букве Святого Евангелия. Вообще Св. Патрику приписывается постройка 365 церквей и монастырей. Монастыри, создаваемые тогда, сильно отличались от монастырей более позднего периода: они не были изолированы от внешнего мира, монахи могли иметь семьи, это скорее были общины ученых. Им были рукоположены 350 епископов.

Назад к тексту>>>

6 О том ,что с Троицей не все так просто, свидетельствует уже хотя бы тот факт, что основополагающий догмат о триединстве Бога стал в последствии причиной раскола Церкви на Восточную(Ортодоксальную, Православную) и Западную (Католическую).

Назад к тексту>>>

7 Существует мнение, что христианская концепция троицы гораздо больше обязана своим происхождением кельсткой мифологической и религиозной традиции, чем иудейской или греческой. Так , автором De Trinitate (О Троице, 350 г.н.э) был Св.Иларий, епископ Пуатье (St.Hilary, bishop of Poitiers), первый кельт, который стал заметной личностью в христианстве.
Peter Beresford Ellis, Dictionary of Irish Mythology, pgs 223-24, USA: ABC-CLIO, © 1987, ISBN: 0874365538

Назад к тексту>>>

8 Трилистник - trefoil, shamrock (engl.), seamro'g (gealic)- клевер. В Ирландии произрастает несколько видов клевера (в процентах указана частота использования растения самими ирландцами в качестве символа в день Св.Патрика) :

ellow clover (lesser trefoil), seamair bhui Trifolium dubium 46%
white clover, seamair bhan Trifolium repens 35%
black medick, dumheidic Medicago lupulina 7%
red clover, seamair dhearg Trifolium pratense 4%

Все виды относятся к семейству Leguminosae. Который из них тот самый, трилистник Св.Патрика, - не известно. Иногда в список включают еще и wood sorrel, seamcog - Oxalis acetosella (но его отношение к трилистникам отрицалось еще в 1830 году).
Seamrog происходит от seamair (= clover, клевер) and og (= young or small, юный, маленький).

Англичанин Джон Джерард (John Gerard) в 1596 году писал , что луговые трилистники называются shamrock
Удно из первых упоминаний ирландского названия seamrog - в работе Филиппа О Салливана (Philib O Suilleabhain, Zoilmastrix).
Латино-ирландский словарь 1662 года переводит trefolium как seamar.
В 1768 О Брайен классифицирует shamrock или seamrog как разновидность клевера.
Последний раз трилистник украшал монеты (полпенни и пенни), выпущенные в 1822 и 1823 году королем Георгом IV

Несмтря на то, что трилистник всегда считался волшебным растением, он отлично защищал от всякого рода волшебства и магии: смесь из клевера и виски, втираемая в глаза, излечивала слепота, насланную феями, и позволяла видеть потусторонние предметы и волшебные острова, трилистник излечивал раны, полученные в бою, защищал от укусов змей и скорпионов, завернутый в лоскут голубого шелка и хранимый у сердца, трилистник возвращал утраченную любовь.

Назад к тексту>>>

9 См. "Установление владений Тары". Именно Трефуйлнгид Треохайр устанавливает "связь преданий и старины о владениях Тары и четырех частях Ирландии вокруг нее", ибо он - "истинно мудрый очевидец, толкующий каждому все неизвестное"

Назад к тексту>>>

10 Croagh Patrick - гора Патрика (4000 футов, западное побережье Коннахта). В дохристианские времена называлась Орлиной горой, позже стала носить имя Патрика. Известна еще как Святая (Holy Hill )или Синай Ирландии (Sinai of Ireland)

Назад к тексту>>>




Web-desing Ovcharova Katerina. All rights reserved © volsh-les@mtu-net.ru